Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автомобиль является экспертиза ДТП, которую в тех или иных условиях обыватели часто по разному именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Примечательно и то, что ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое уникальное наименование более 7 лет тому назад, подавляющее большинство судей, следователей, юристов, адвокатов по прежнему назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя вида экспертизы.

В следствии столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в практике довольно часто всплывают ситуации, когда в офис какой-либо экспертной организации, где имеются тоже вроде бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются специальные знания эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, в результате чего сроки расследования не выдерживаются из-за неграмотности указанных выше участников судебно-следственного процесса.

Главные цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• Исследование значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспорта и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и прочих объектов по поверхности автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неправильное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна и прочие негативные особенности дорожной обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять имеющиеся материалы уголовного, гражданского, административного дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полное изучение комплекса информации о ДТП.

К слову, в случаях, где основной причиной ДТП выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.


09:58:39